Пассия – лучшая роза из пасхального букета. Чинопоследование в Свято-Екатерининском храме

Жизнь общины

Последование Пассии бывает 4 раза в год — по числу евангелистов: в воскресные дни Великого поста. На этих службах вспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования. По традиции, во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках. На Пассии мы слышим трогательные песнопения из службы Великой Пятницы: исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой,  звучит прокимен  «Разделиша ризы Моя себе» Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели поста — сораспятии со Христом.

В Свято-Екатерининском храме по воскресеньям Великого поста прошли 4 пассии с пением Акафиста Страстям Христовым. Пассия – это слова страсти. Казалось бы, как может возникнуть умиление или просветление от созерцания картин мучений Христа, Его душевных страданий, предательства друга, неправого суда или зверств улюлюкающей толпы? Что же происходит с сердцем христианина на Пассии? Оно сжимается от жалости к Иисусу. Слова, бросаемые Спасителю в лицо первосвященниками, бьют в самое сердце. Оно вздрагивает, как от удара, от слов толпы, ревущей: «Распни!». Оно сокрушается, когда слышит о глумлении солдат над невинным человеком, от плевков, коленопреклонения и ударов палкой по голове. Нежное сердце трепещет и умиляется до слез. Жалеть – значит быть рядом. Жалеть, значит разделить боль. Жалеть, в данном случае, — значит стать ближе ко Христу.

Вера – видение себя рядом с Богом. Вера – такое состояние, когда Бог видится на расстоянии вытянутой руки. Как раз сердце, умиленное страданиями Христа становится нежнее и способно слышать тонкий голос неба. Как только человек увидит себя рядом с Богом, первое, что будет с ним – он насладится близостью с Богом. А близость к Богу непременно ощущается как благодать – то общее, что нас роднит с Творцом…

Сначала читался Акафист, в котором последовательно излагались этапы хождения Христа по мукам. Смешиваются пространство и время, а находящиеся в храме становятся персонажами этого вселенского происшествия. Осознавая это соединение времен, молящиеся в храме задаются вопросом: «А какова моя роль в вечно разворачивающихся событиях Евангелия? Невольно перебираешь в уме всех персонажей и думаешь, а где был бы я? А точнее, где я посреди этих Страстей»? С Пилатом ли, поставившим покой выше Бога? Ведь и мы часто приходим в Церковь не за Христом и не за Крестом. А за покоем. Иногда нам не просто не нужен крест, он нам страшен. Часто Крест воспринимается не как соучастие со Христом, а как амулет на удачу, на здоровье, на бизнес, на женитьбу или как таблетка от пьянства сына или непутевости дочери.

Может быть, мы стоим вместе с воинами, которые ради долга и работы глумились над Христом? Нет ли в нашей работе того, что мы из нее изгнали правду и Бога? А может быть мое место с Иудой? Тема Иуды проходит красной нитью через все четыре Пассии. Был друг. Был любим Богом. Ел с Ним хлеб, делил кров, преклонял голову рядом. Был свидетелем потрясающих чудес, видел славу Божию и предал. Причем не просто предал, а целованием. Как бездна мерзости и лицемерия.

Не пойти на Канон Андрея Критского и Пассию – обокрасть себя или выбросить из пасхального букета лучшую розу. Пасха красна теми мыслями, которые нас посетили на поклонах, теми слезами, что очистили наше сердце.

Наши прихожане любят эти службы, как любит земля весеннюю грозу. После бури только ярче светит солнце, выше летят птицы, сильнее благоухают цветы и свежий воздух приносит радость. Так и буря Акафиста и Четвероевангелия приносит в наше сердце умиление и тонкую радость благодати.

Сердце знает это невообразимое чувство восторга жизни с Богом. На Пассии Господь дает понять, что такое радость Креста. Эта радость не земная. Она приходит с неба, и она – дар Бога. Эта та радость, которой мы будем жить в Раю, это та радость, которая уже здесь ложится солнечным светом на наше сердце и приносит счастье.

Подготовила Светлана Шкруднева

Фотографии тут.

Возможно вас заинтересует

Благовещение – начало евангельской истории
«Крест Христов честный днесь предложенный видевше поклонимся». Неделя Крестопоклонная в нашем храме

Святые дня