«Радуйся требогатое древо и Божественное, Кресте, свете сущим во тьме». Крестопоклонная Неделя в нашем храме

Жизнь общины

В субботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого. Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни. По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыне. Крест сравнивается и с сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия.

Божественная литургия в Свято-Екатерининском храме, несмотря на боевые действия в нашем многострадальном крае, началась с колокольного звона. Люди заполнили храм в таком количестве, что в мирное время не каждое воскресенье увидишь. Это означает, что военные действия сплочают людей с Господом, только в Нем наша защита и помощь.

В проповеди настоятель храма протоиерей Юрий Шкруднев сказал: «Глубокий смысл заключается в этом чрезвычайно назидательном для нас, верующих, обычае Святой Церкви. Если мы добросовестно пропостились всю первую половину  Великого поста то есть: скоромной пищи вовсе не вкушали, старались есть меньше и реже, в разного рода удовольствиях и развлечениях себе отказывали, честно боролись со своими греховными склонностями и привычками, мы не могли не почувствовать некоторого переутомления и даже упадка сил от необычного напряжения воли и телесного ослабления. И когда подумаем, что прошла еще только половина поста, кое у кого невольно может вырваться вздох малодушной ропотливости: «Тяжко! не по силам мне это! Когда же конец?!» И вот, чтобы подбодрить нас и укрепить нашу волю и дух к дальнейшему пощению, Святая Церковь устраивает нам духовное утешение – выносит для всеобщего торжественного поклонения Крест Господень.

«Вам тяжело – вы ропщете», как бы так говорит она нам этим: «А каково было Господу страдать за вас, терпя невыразимые муки на этом кресте? Или вы думаете, что страдания Его были меньше ваших? Однако Он всё претерпел, дабы спасти вас. Он терпел ради вас, – потерпите же и вы ради Него и во Имя Его!» Тем более что это терпение наше не Ему и никому другому, а именно нам и только нам нужно и спасительно. Вспомним про Его великую любовь к нам, какую явил Он, добровольно предав Себя на распятие и поносную смерть, – и воспрянем духом! Любовь Его и чудодейственная сила крестная поддержит нас и поможет нам до конца совершить всё поприще подвига постного и приведет нас чрез пучину поста к великой радости светоносного праздника Воскресения».

Износимый на середину храма для поклонения Крест Господень – это наше воинское знамя, которое выносится, как и в обыкновенной мирской брани, на поле сражения для того, чтобы возбудить в нас, воинах Христовых, бодрость духа и неустрашимое мужество для успешного продолжения борьбы и окончательной победы над врагами. Взирая на это славное знамя – знамение победы над диаволом, – мы невольно ощущаем прилив новых, свежих сил и воодушевляющий нас на продолжение подвига подъем духа. Все перенесенные доселе скорби и трудности как бы забываются, и мы, по слову Апостола Филиппа: «задняя забывая, в предняя простираемся», с еще большим усердием начинаем стремиться к вожделенной цели – победе над грехом, победе над диаволом. Ради достижения «почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе», где ожидает нас радость неизреченная и нескончаемая, обещанная нам пострадавшим за нас на Кресте Господом Спасителем.

Подготовила Светлана Шкруднева

Возможно вас заинтересует

«Просияла еси аки солнце Марие всехвальная». Стояние Марии Египетской в нашем храме
«Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше». Неделя Сыропустная – Прощеное воскресенье

Святые дня