Вопросы настоятелю. Хлеб в поте лица: работа и церковь

Настоятель

— В Основах социальной концепции РПЦ мы читаем, что труд является органичным элементом человеческой жизни, и, создав райский сад, Бог поселяет в нем человека, «чтобы возделывать и хранить его» (Быт. 2:15). Труд – это творческое раскрытие человека, которому дано быть сотворцом и соработником Господа. Из этого следует логический вопрос: хорошо ли христианину много трудиться?

— Действительно, Адам и Ева в Раю получили заповедь о труде, которая, как мы видим из книги Бытия, была первой данной людям Богом. Это было для них особенное творчество, не связанное с негативными переживаниями. Однако после грехопадения труд становится уже не таким радостным занятием, и человеку приходится «пахать в поте лица», чтобы пропитать и обустроить себя. Закрылись врата рая, и с той минуты падший человек должен трудиться, чтобы жить.

Долгие тысячелетия добывал себе человек «хлеб в поте лица» (ср. Быт. 3:19). Недаром появилось понимание, что «труд облагораживает», т.е. не дает человеку быть затянутым апатией и ленью. А одним из главных воспитательных аспектов в этом плане служит «трудолюбие», т.е. хорошо не просто – трудиться, хорошо и правильно – любить труд. Таков образ человека как нравственного существа, способного совершенствоваться через понуждение и самопреодоление.

Однако совсем иной образ мы находим сегодня в отношении к труду. Для большинства людей, в том числе и верующих, это уже не способ достижения духовного роста, а способ доказать самодостаточность, утвердить свое «я», подчинить силы природы. Хорошо ли для христианина в данных условиях – много работать, если работа – «наше все»? Не удаляют ли достижения цивилизации нас от Творца, не ведут ли к мнимому торжеству рассудка, стремящегося обустроить земную жизнь без Бога. Реализация подобных устремлений в истории человечества всегда заканчивалась трагически. Нужно ли еще раз пытаться строить новую Вавилонскую башню?

— Часто можно слышать попытки оправдания, что, мол, у меня работа отнимает всё время и все силы, кручусь целыми днями. Только отдохнуть и выспаться, что в воскресенье. Когда мне молиться и ходить в храм?

— Творец через Священное Писание не только обращает внимание всех нас на необходимость ежедневного труда, но и задает его особый ритм – каждый слышал и помнит четвертую заповедь, о том, что «день седьмый – суббота Господу Богу твоему». В христианской традиции издревле днем, посвященным Господу, стал день Воскресения Христова. Его мы должны «святить и освящать», т.е. возвышать над повседневностью, посвящать Богу. И это важнейший аспект для нашего духовного совершенствования.

Действительно, такие речи можно слышать часто. Многие люди современности придавлены суетой и единственным стимулом – зарабатыванием денег. Для них плотный недельный рабочий график и воскресное богослужение являются несовместимыми вещами. Правильно отмечено в вопросе, что это даже не оправдание, а лишь его жалкие попытки. Не молюсь, потому что не хватает времени, не пощусь, потому что здоровье не в дугу, не иду в храм, потому что не хватает физических сил…

Какими же мы стали изнеженными и избалованными – прогрессивные люди XXI века. И это с централизованным отоплением и водоснабжением, с посудомоечными и стиральными машинами, с лифтами и метро, с шаговой доступностью ко всему необходимому для жизни. Разве у вас дома семеро детей по лавкам, разве вы стоите днями у плиты или в многочасовых очередях за колбасой, как еще 30 лет назад? Почему же тогда не хватает ни сил, ни времени?

Потому как за этими всхлипываниями маскируется самое обычное саможаление и себялюбие. Ой, если я не высплюсь в воскресенье, я упаду… А вы не смотрите по телевизору до полуночи всякую ерунду, не сидите часами в Интернете и не перегревайте мобильный телефон, глядишь, и выспаться удастся. Ведь, по большому счету, необязательность посвящения Творцу дня воскресного вырастает из маловерия. Конечно, когда веришь в сомнительное «что-то там есть», а не в Живого Бога, то «поход в церковь» может стать дополнительной нагрузкой. А вот для действительно верующего христианина богослужение, особенно воскресное и праздничное — это не нагрузка, а настоящий праздник и реальный источник укрепления душевных и физических сил.

Есть непререкаемая истина, что человек, который серьезно относится к церковной жизни, каким-то удивительным образом организовывает и жизнь повседневную: работу, домашние дела, воспитание детей. И здесь нет никакой мистики. Время не удлиняется, но правильно организовывается. Когда уходят мнимые ценности и суетная праздность, его хватает и на богослужение, и на домашнюю молитву, и на житейское попечение, и, самое главное, – на любовь и заботу о тех, ближе которых никого нет – на семью.

— Наступило лето – пора огородов и дачных работ. Уже давно подмечено, что и так не переполненные храмы, в это время еще больше редеют. Выходные провести в полезных трудах и вдали от городской суеты ведь каждый хочет. Как быть этим людям в плане реализации четвертой заповеди?

— Начался дачный сезон, и многие прихожане уезжают к огородам, в деревни, просто отдыхать. Это так называемый феномен «сезонного Православия». Наверное, самым животрепещущим вопросом для садоводов-огородников и горожан-дачников является проблема их участия в субботних, воскресных и праздничных богослужениях.

Разделим дачников на две категории. Первая – это те, кто уезжают на дачу или в деревню, но продолжают ходить в какой-то храм поблизости. Тут нет ничего плохого. Ведь человек не прекращает свою религиозную и, что очень важно, литургическую жизнь. Вторая категория – это те, кто уходит в огородную жизнь «с головой». Они «не в сезон» не ходят ни в какой храм и ждут окончания аграрных работ для того, чтобы вновь вернуться в свой городской храм.

На второй категории и остановимся. Определенно – христианство немыслимо без Причащения Святых Христовых Тайн. А для этого необходимо участие в богослужении. Человек, который ради дачных забот отказывается от участия в главном Таинстве Церкви, вполне характеризуется словами из Апокалипсиса: «ты тепл, а не горяч и не холоден» (Откр. 3:16).

Ты говоришь, что храм далеко и тебе трудно? Да, бывает и далеко. Но никто и не обещал, что будет легко. Крестьянину необходимо в своем труде твердое упование на милость и благодать Бога. Испокон века люди на селе все делали с молитвой и по благословению Церкви. Священника приглашали освятить избу, хозяйственные пристройки, совершить молебен на копание колодца, благословить пчелиные семьи, поля, стадо и т.д. И каждое воскресенье всей семьей труженики шли с утра в храм, бывало и за многие километры, чтобы испросить благословения на труды и урожай у Господа.

Для второй категории можно напомнить слова Библии, где Господь «Адаму сказал… проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою» (Быт. 3:17-18). Действительно, звучит даже устрашающе как-то и бесперспективно. Но жизнь показывает, что вроде бы «упущенный» для полевых работ воскресный день, всегда по Божьей благодати наверстывался хорошими всходами и ростом растений. В то время как упорные труженики, ссылающиеся на пословицу «весной один день год кормит», зачастую получали за свое усердие плохое прорастание семян, нашествие вредителей и прочие напасти. Не зря говорят: хочешь быть нищим – воруй и работай в воскресение и церковные праздники. Есть такой фразеологизм  — «Сизифов труд», это когда речь идёт о каком-то бесполезном, но в то же время очень тяжелом труде. И вот не хочется, чтобы из года в год мы несли тяготы сельхозтрудов, уповая лишь на свои силы и умения, снова и снова разочаровываясь в результате, да еще и ропща на Бога за плоды своей бездуховности.

Хочется подытожить. Конечно, многие могут возразить: «Легко ему рассуждать, а нам нужны овощи, фрукты, ягоды, чтоб зимой прокормить семью». Все это нужно каждому человеку. Если есть такая возможность все это вырастить на даче, то это замечательно. Я сам, кстати, тоже очень люблю земледелие и садоводчество. Просто очень важно правильно расставлять приоритеты и помнить евангельское «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21), и тогда все станет на свои места.

Беседовала Светлана Шкруднева

Возможно вас заинтересует

Вопросы настоятелю. Экзамен на «ковидоустойчивость»
Вопросы настоятелю. Пост — жертва Богу от нашего тела

Важно