Вопросы настоятелю. Пост — жертва Богу от нашего тела

Настоятель

— Батюшка, для чего установлен пост? В чем его польза? Это просто традиция Церкви или где-то в Библии можно о посте прочесть?

— Пост для нашего понимания — это не только время воздержания, но и то место где дежурит караул. По большому счету, пост – это время, когда мы становимся на страже своей души и ограждаем ее от того, что может ей навредить. Это и телесное воздержание, и воздержание от всего суетного: от развлечений, от пустых занятий, от праздных разговоров.

В чем польза поста? А в чем польза от того, что мы регулярно убираемся в доме, наводим порядок на рабочем месте, делаем ремонт? Мы поддерживаем свой дом в чистоте, вытираем пыль, моем полы? Со временем избавляемся от всего обветшавшего, ненужного, устаревшего. Нечто подобное происходит и с душой, умом. Именно цели генеральной уборки — обновления души и служит пост.

Что касается установления поста, то в Священном Писании есть много свидетельств законодательного закрепления поста у иудеев (Зах. 8:18-19; Лев. 14:29-30; Исх.32; 4 Цар. 24-25; Иоиль 2:12-15 и др.). Сам Спаситель освятил пост Своим примером: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постился сорок дней и сорок ночей» (Мф.4:1-2). В новозаветной Церкви Великий пост и был установлен в образ того поста, который совершил Иисус Христом перед началом Своего общественного служения.

— Расскажите, пожалуйста, как положено поститься в Великий пост. Почему в пост нельзя есть именно мясо?

— Период поста – время сугубых духовных трудов. Нужно, чтобы душа управляла телом, а не наоборот. Этому содействует ограничение количества ежедневной пищи и исключение из употребления не только мяса, но и всякой пищи животного происхождения.

Но, поскольку человек состоит из души и тела, то он должен совершать пост не только телесный, но и душевный: избегать развлечений и суетных занятий, иметь молитвенную настроенность, глубокое чувство покаяния.

Пост – не самоцель, а средство. Целью же является чистота сердца и плоды духовные жизни: любовь, мир душевный, радость, милосердие… Если человек умеренно постился, но в течении поста никого не осудил и ни на кого не раздражался, он больше достиг, чем тот, кто провел его в сухоядении, но не имел мира в себе.

Должен ли каждый крещеный человек поститься? Можно ли и нужно ли поститься детям и подросткам, ведь они находятся в состоянии роста?

— Одна из самых главных целей христианской жизни – смирение. Телесное воздержание для смиренного является средством взращивания других добродетелей. У современного человека смирение найти трудно. Если сейчас человек будет пытаться воздерживаться как древние подвижники, то в нем не останется и тени смирения. Пост нужно соблюдать обязательно каждому крещеному человеку, но по силам. Здоровье людей не одинаковое. То, что для крепкого не требует усилий, для немощного будет подвигом.

Что касается детского поста, то это очень важная духовная школа. Дети научаются управлять таким образом своими желаниями. Большинство родителей упускают замечательную возможность христианского воспитания детей в периоды постов. Многое зависит от того, насколько духовной является жизнь всей семьи. Если взрослые относятся к посту как к святой традиции, не тяготятся им, а радостно совершают свой скромный подвиг, то это передается и детям. Они тянутся за взрослыми, им хочется походить на них. Тогда будут благодатные духовные плоды. В царской России всегда все постились, в том числе и дети, начиная с семилетнего возраста. Достаточно почитать повесть Ивана Шмелева «Лето Господне», что понять искренние детские впечатления от поста, масленицы, православных праздников…

Кто определяет постящемуся степень строгости поста и нужно ли брать благословение у священника перед тем, как начать поститься?

— Строгость поста определяет церковный устав – Типикон. Это такой себе духовный ориентир, целеполагаемая высота в плане роста. Но, еще в большей степени, таким духовным метрономом должна быть совесть человека, потому что не всякая строгость и не всякое воздержание может быть одинаково полезно для всех. Ведь понятно, что тот вес, который поднимает тяжелоатлет, нетренированного человека может покалечить. Поэтому полнота физического и духовного подвига дается многими трудами и далеко не сразу. Еще Антоний Великий в 4 веке говорил, что самая главная добродетель — это рассудительность, поэтому к мере поста надо подходить с умом, соразмерив свое и физическое и духовное состояние, помня, что пост – это, прежде всего воздержание от греха.

Благословением на пост является день Прощеного Воскресенья, когда все мы, собравшись в храме просим прощения друг у друга за вольные и невольные обиды. Пост и покаяние – это наша жертва Богу, а жертва невозможна без мира с ближними. Но те, кто не может поститься в полной мере по объективным причинам, испрашивают дополнительно у духовенства благословения на послабление поста.

— Часто можно слышать: не чувствую сил хранить весь пост. Как быть такому человеку? Когда больному разрешается не соблюдать пост, делаются ли какие-либо послабления?

— Опыт показывает, что разные послабления не дают ожидаемых результатов, а устав, в принципе, нарушен. Это умаляет ту  внутреннюю радость, которую человек испытывает при совершённом духовном подвиге. Многие боятся даже просто начать какое-то важное дело, если это связано с физическими и, особенно, душевными тренировками. Боятся даже представить, что придется воздерживаться на некоторое время от так любимых яств и увеселений. Что таким людям посоветовать? Постепенно расти над собой, и пытаться подчинять свои страсти внутренним духовным установкам. Все приходит со временем.

Но каждый должен знать: Господь всякую искреннюю жертву примет. Если воздерживаться от определенных видов пищи может не каждый и не каждому это даже полезно, то для того, чтобы не молиться, не каяться, не причащаться – никаких объективных причин быть не может. Телесный пост не получается в полной мере соблюсти – усиль по силам свое молитвенное правило. Не сможешь весь пост воздерживаться в супружеских отношениях – выключи телевизор и пойди, осчастливь милостынею неимущего возле магазина. Каждый раз, каждый срыв… Главное помнить – свидетельством того, что мы строим духовную жизнь нашу правильно, является внутреннее удовлетворение, радостное настроение, мир душевный.

Чтобы Вы порекомендовали тем, кто первый раз постится или еще не решился на этот духовный подвиг?

— Нужно понимать всем, что есть цель поста и есть смысл поста. Цель поста – это борьба со страстями, воздержание души от раздражительности, гнева, хранение ума и чувств, обуздание языка от осуждения и празднословия, стяжание незлобия… Поэтому постом мы должны удаляться от всего, что развлекает нас, возбуждает и усиливает греховные навыки. Этого, как показывает практика, нельзя достигнуть, не пытаясь обуздывать свою страстную плоть в ограничениях.

Смысл же Великого поста и венец его – в Пасхе, в радости о том, что победа Христа над смертью это и наша победа. В этом весь смысл христианской веры! Вот стать участником этой победы Жизни над смертью, можно только будучи участником Таинства Евхаристии, причащаясь Тела и Крови Христа. Без Причастия пост – всего лишь диета.

Благо нам, если мы воспользуемся семью неделями Великого поста, чтобы дать душе покой, устранившись от всего, что ее расслабляет, возбуждает и лишает внутреннего мира. Задумайтесь о жизни, отвлекитесь от суеты, приходите в храм. Жизнь очень скоротечна и непредсказуема, и мы не можем постоянно откладывать дело своего спасения на потом.

Начните сейчас, начните с малого, ставьте перед собой высокие цели. Меру подвига каждый должен определить сам, в идеале, посоветовавшись со священником.

Беседовала Светлана ШКРУДНЕВА

Возможно вас заинтересует

Вопросы настоятелю. Хлеб в поте лица: работа и церковь
Встреча со Христом — встреча с собой.

Важно