Вопросы настоятелю. В преддверии поста

Настоятель

Батюшка, нашим читателям будет полезно узнать информацию о Великом посте. Тенденциям нынешнего времени соответствует пословица: «Пока гром не грянет – мужик не перекрестится». Несмотря на испытания, которые выпали на долю нашего края, люди за помощью Божьей не особо спешат, храмы даже в воскресные дни полупустые, но зато часто можно услышать фразу: «я не хожу в храм — у меня Бог в душе и верю я в душе». Что Церковь говорит таким «верующим», и какими могут быть последствия такой «веры»?

— Действительно, если вера и Сам Бог у тебя в душе, то зачем ходить в церковь? Ведь конечной целью посещения храма является обожение человеческой личности, а если Бог уже у тебя в душе, то эта цель достигнута. На самом деле это звучит нелогично и абсурдно, потому как, чем больше Бога в нашей жизни, тем скорее и чаще мы стремимся туда, где все говорит о Боге, где славится Его имя, где Его особое присутствие и благодать. Мы и жить стараемся так, как Бог велит, если Он действительно у нас в душе.

Другой вопрос, что сделал этот конкретный человек для такой милости? Какими духовными трудами он стяжал в себе Духа Святого? Если это современный Илия Макеевский или Матрона Московская, то я лично бы с радостью поспешил бы с ним встретиться, чтобы поклониться как ярчайшему носителю образа Божия и постараться хоть чему-то у такого человека научиться.

Если же мы не молимся, не исповедуемся и не причащаемся, если живем по своему самохотению, спеша лишь удовлетворить свои страсти, если ни о ком, кроме себя не думаем – то это звучит кощунственно! В наши темные и смрадные души не то, чтобы Божий свет смог проникнуть, туда даже какое-то доброе семя проповеди Евангелия не протиснется. Так и живем в пустом душевном одиночестве. Вот такие последствия и являются самыми страшными.

Часто люди говорят: «Я каждый день молюсь дома, зачем мне идти в храм, разве Господь не везде слышит молящегося?»

— Абсолютно правы, кто так говорит. Господь в самом деле везде нас слышит, более того Он даже знает, что нам нужно еще прежде нашего прошения к Нему. Дома православный человек молится каждый день, читает утренние, вечерние молитвы, в течении дня еще множество разных молитв. А в воскресенье утром, в праздники, в любой день, когда душа почувствует, что ей нужна помощь Божия, идет в храм. Дома мы молимся сами, а в церкви всем церковным собранием. Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). В церкви с нами – Сам Господь, разве этого не достаточно, чтобы бросить все и спешить в храм?

Ведь все равно рано или поздно люди приходят со своими скорбями в церковь, не могут с ними сами справиться. А когда начнешь ходить, будешь удивляться: как мог без этого жить? Тут тебе и благодать, и польза, и праздники такие радостные, и мир в душе. Мысли в голове появляются простые, разумные. И с Богом никакого отчаяния нет в любых сложностях.

Дни Великого поста это благодатное время для воцерковляющихся людей. Расскажите, пожалуйста, как часто православный христианин должен приступать к Таинствам Исповеди и Причастия?

Каждому крещеному человеку необходимо регулярно приступать к Таинствам Исповеди и Причащения. Ведь мы же регулярно моемся – очищаем свое тело. Не менее регулярно нужно нам очищать и свою душу. Потому Церковь и называется: духовная баня.

Насколько часто причащаться – это вопрос индивидуальный, решаемый вместе с духовником. Но в любом случае мы всегда должны иметь в уме стремление к соединению со Христом в Таинстве Святого Причастия. Один из духоносных отцов сказал: «Христианин всегда должен быть готов к смерти и к Причащению». Все отцы Церкви мысль о частом причастии пытаются донести до нас. Без частого причащения невозможна нормальная духовная жизнь в миру.

Тело наше иссыхает и делается бессильным, когда мы не даем ему пищи. Так и душа требует своей небесной пищи. Иначе она иссохнет и обессилит. Жизнь духовная – это жизнь во Христе. Но как она может начаться, если мы не принимаем в этом таинстве полноты Духа Христова? Как, не приняв Плоти и Крови Христовой, будем жить в Нем?

Что же касается частоты исповеди, то традиционно исповедуются перед каждым Причастием, хотя можно и чаще, так как максимальное число исповедей не установлено и оставлено на усмотрение самого христианина. Однако следует помнить, что покаяние – это желание переродиться, оно не ограничивается исповедью, это дело всей жизни. Потому и Таинство Покаяния, а не «Таинство перечисления грехов».

— Мы живем в век сомнения и неверия. Батюшка, что ответить тем, кто сомневается, что мы причащаемся истинными Телом и Кровью Христовой?

— В Евангелии мы читаем: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26-28). И в другом месте: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54).

После призывания в молитве священника Духа Святого на хлеб и вино, приносимые Богу в виде даров, хлеб становится истинным Телом Господа Иисуса Христа, сохраняя все физические качества хлеба. В Чаше находится истинная Кровь Господа Иисуса Христа, сохранившая все физические качества вина. И именно по их действию на нас мы познаем, что приобщились к Телу и Крови воскресшего из мертвых Господа Иисуса. Для верующего человека, таким образом, достаточно знания, которое открыл нам о Себе Господь. А для неверующего, по словам Евангелия: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31).

Беседовала Светлана Шкруднева

Возможно вас заинтересует

Вопросы настоятелю. Престольный праздник
Вопросы настоятелю. Болезни и COVID-19

Важно