«Явися днесь великий Предтеча». Рождество Иоанна Крестителя в нашем храме

Жизнь общины

Праздник рождества Иоанна Предтечи на полгода отстоит от Рождества Христова, согласно Евангельскому повествованию. Поскольку Рождество Христово было приурочено к зимнему солнцестоянию, то рождество Иоанна Предтечи – к летнему. После Рождества Христова день начинает прибавляться, а после рождества Иоанна Предтечи – убывать. Это напоминает нам о словах самого Иоанна Предтечи: «Не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:28-30).

Сам Господь назвал Иоанна ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11:10-11). В православной традиции Иоанн Предтеча почитается как самый великий святой; его называют первым монахом, первым миссионером и даже первым мучеником. Церковь чтит память Предтечи семь раз в году.

Рождение Иоанна Предтечи было предсказано пророком Исаией за 700 лет: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40:3).

О чудесных обстоятельствах зачатия и рождения Иоанна повествует евангелие от Луки. Будущий пророк родился в семье иудейского священника вблизи Иерусалима. По материнской линии Иоанн был родственником Иисуса Христа. Родители будущего пророка – праведные Захария и Елисавета, достигли старости, не имея детей, так как Елисавета была бесплодна. Бездетность в те времена в израильском народе считалась наказанием Божиим. Поэтому бездетные супруги часто подвергались осуждениям со стороны окружающих.

О рождении сына Захарии возвестил в храме архангел Гавриил: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк. 1:13). Захария усомнился в истинности пророчества и за это на время был лишен дара речи.

Рождение долгожданного сына для родителей явилось знамением всемогущества Божия и указанием на особую миссию новорожденного.

В Свято-Екатерининском храме в день празднования этого великого торжества были отслужены всенощное бдение (накануне) и Божественная литургия с праздничным молебном. Несмотря на невыносимую даже для июля жару, многие прихожане пришли почтить память «величайшего из пророков».

В конце богослужения настоятель храма протоиерей Юрий Шкруднев акцентировал внимание присутствовавших на том, что именно сегодня празднуется. В частности, он отметил: «Сегодня мы празднуем память святого Иоанна Крестителя. Но стоит выйти за стены храма и спросить – какой сегодня праздник – поголовное большинство людей скажет, что «Ивана Купала». Благо интернет и телевизор не дают об этом забыть. Но это дикое суеверие! В мифологии славян до принятия христианства дни летнего солнцестояния были связаны с почитанием языческих богов. Эти представления оказались крепкими, но Церковь всегда осуждала подобные языческие отголоски и кощунства, хотя многие очень стойко держались купальских традиций. Ночь на Ивана Купалу была заполнена обрядами, связанными с водой, огнем и травами. К сожалению, и в наше время многие считают, что на «Ивана Купалу» непременно надо плести венки и прыгать через костер. Но следует понимать, что это отголоски язычества, подмена православного понимания праздника суеверными представлениями. 

Православный человек должен понимать, что обращаемся мы к святому Иоанну, как проповеднику и учителю покаяния. Ему молятся о вразумлении грешников, даровании видения и понимания своих грехов и их причин, о приобщении к Церкви некрещеных людей, маловеров и сектантов и даровании покаянного чувства. И никаких параллелей с древнеязыческим божеством быть не может».

Фото праздника тут.

Возможно вас заинтересует

«Петр и Феврония – история вечной любви». Праздник в нашем храме
Молебен о вразумлении и прощении врагов пред иконой Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Важно