Вопросы настоятелю. Болезни и COVID-19

Настоятель

— Батюшка, начнем с простого: откуда берутся болезни?

— Болезни сопровождают человека всю его жизнь. В Библии сказано, что скорбь, болезнь, немощь, смерть и тление – это последствия грехопадения Адама и Евы, отступления человека от Бога.

Ведь как большинство людей относится к болезням? Считают здоровье нормой жизни, а болезнь явлением эту норму нарушающим. Православие несколько по-иному воспринимает болезнь. Считая здоровье нормой, христиане принимают утрату его как закономерное явление. Физическая болезнь представляется проявлением духовного повреждения, которое нанес грех человеческой природе. Пока существует этот мир, на земле не может быть никого, кто бы смог избежать болезней, несмотря на все усилия врачей и достижений медицины.

Православие считает здоровье телесное гораздо менее важным, чем здоровье духовное. Часто отличное здоровье может оказывать пагубное воздействие на душу, поскольку нарушать заповеди Божии здоровому человеку легче, чем больному.

Задумавшись над истоками своей болезни, мы непременно убедимся, что главной ее причиной являются именно наши грехи: пьянство, чревоугодие, разврат, ненависть. Именно грехам всегда сопутствуют болезни, разрушающие тело.

— Всегда ли болезни посылаются человеку за его грехи?

— Грех – одна из самых весомых причин болезней, но она не так очевидна. Нельзя указать конкретный грех, который мог стать причиной конкретной болезни. Связь греха и болезни опосредованная и для нашего сознания слишком запутанная.

Рассматривая недуг с православной точки зрения, следует понимать, что болезни бывают как наказанием за прегрешение, так и способом вразумления, испытания веры и терпения.

Некоторые из святых намеренно просили Господа о ниспослании им болезней, как особого испытания, чтобы преодолевая его укрепить свой дух и веру. С точки зрения христианина, болезнь – благо, так как может способствовать спасению души, заставив его пересмотреть свою жизнь, повернуться лицом к Богу. Людям неверующим сложно понять пользу болезни.

— Как нужно христианину относиться к болезни?

— Очень важно христианское отношение к жизни в целом. Часто мы, хоть и считаем себя верующими, в своей жизни руководствуемся теми же критериями, что и люди неверующие. Если мы убеждены, что жизнь и наше земное благополучие – это высшая ценность, тогда, конечно, тяжелая болезнь и смерть – это катастрофа и крах личного мироустройства. Если же мы убеждены, что наша жизнь не кончается физической смертью, а наша душа вечна, тогда смерть не становится такой кошмарной безнадежностью, как в сознании неверующего человека. Тогда мы несколько иначе станем относиться ко всему, что с нами в жизни происходит, в том числе и к болезни.

— Батюшка, сегодня, когда весь мир охватывает паника в связи с распространением нового страшного вируса, могли бы Вы дать советы нашим читателям: как вести себя в данной ситуации? Что важно в этот период для человека?

— Картина двойственная. С одной стороны – проблема серьезная: люди болеют, умирают. Но болели и умирали всегда, и болели страшнее, и умирали гораздо больше. С другой стороны – абсолютно необъяснимая паника, нагнетание страха, истерии. Никто не говорит, что проблемы нет, но это и не тот апокалипсис, который нам втолковывают через СМИ.

Вероятно, что причина в малоизученности нынешней пандемии. Она неожиданная, поэтому и страшная. Все новое кажется страшным, а наши люди охотно любят бояться.

Однако такая реакция сама по себе опасна. Один известный врач-вирусолог сказал, что инфекция не любит двух вещей: истерических дуг и панибратства, пофигизма. Поэтому и вести себя нужно всем нам соответственно.

Православная Церковь призывает к сдержанности, сохранению трезвомыслия и молитвенного спокойствия, верующему человеку не следует поддаваться панике и страхам. В то же время недопустимо легкомысленно относиться к коронавирусу, отказываться от лечения, профилактики, подвергать себя и других опасности заражения.

— Объявит ли Церковь карантин и нужно ли посещать храм на время пандемии коронавируса в мире?

— Сегодня есть две противоположные позиции среди населения, каждая из которых является крайностью. Первая: давайте слушать все предписания властей, закроем храмы, отменим Причастие и другие таинства, пока не закончится пандемия. А вторая крайность: верующим ничего повредить не может, не обращайте внимания на эти страшилки, чаще надо ходить в храм и всё будет хорошо.

Начнем со второй крайности: «нам ничего не повредит». Это очень самоуверенное высказывание и отдает духовной прелестью. Это позиция неофитства, представители которого уверены, что евангельские слова «аще и что смертно испиют, не вредит их» (Мк. 16:18) сказаны лично о них, об их нынешнем духовном состоянии. Примечательно, что миряне из коренных православных семей, впитавшие церковность от своих дедов и прадедов, не имеют такого комсомольского запала. Хотя им в силу их веры и смирения, наверное, действительно ничего не повредит.

Если бы такая гипотеза была сегодня принята как общецерковная, то это стало бы в будущем инструментом в руках дьявола для борьбы с Церковью. Ведь таких «праведников», отвергающих Божественный дар рассуждения, врагу очень легко сломить – и духовно, и телесно. Горделивых посрамляет Сам Бог, а смиренным даёт благодать.

В случае первой крайности мы сами попадаем в ловушку. Если Церковью примет постулат – «всё, что скажут – исполняем», то в недалеком будущем власти смогут закрывать храмы и отменять литургии под любыми благовидными предлогами: пандемия, изменение климата, угроза ядерной войны, нашествие саранчи и т.д. Верующие Украины уже поняли, как политика может пытаться уничтожить многомиллионные церковные сообщества. Нам всем нужно быть готовыми к существованию Церкви в подобных условиях.

Потому заявление Священного Синода (от 11.03.2020г.), а также епархиальное Распоряжение нашего Правящего архиерея (от 14.03.2020г.) в связи с коронавирусной инфекцией не дают возможности для однобокого решения возникшей проблемы. Очень хочется верить, что нынешними реакционными мерами все и ограничится.

На всю историческую перспективу есть воля Божия, но задача каждого из нас – это делать все возможное, чтобы апокалиптическая реальность будущего наступила как можно позже. А для этого нужно осознавать, что мы должны не самоизолироваться и действовать по принципу «спасай себя сам», а, напротив, усилить свои молитвы и обращения к Богу, прося Его об очередной незаслуженной для нас милости.

Беседовала Светлана Шкруднева

Возможно вас заинтересует

Вопросы настоятелю. В преддверии поста
Вопросы настоятелю. Молебны и поминовения нашего храма

Важно

Расписание богослужений