Отец мученицы Татьяны, знатный римлянин, консул, был тайный христианин, научивший и свою прекрасную дочь почитать не римского бога Юпитера и его «сотоварищей», но Господа Иисуса Христа. Получив классическое образование, она отказалась от «светской жизни» и стала диаконисой римской общины. Обязанности диаконисы (буквально — «служительницы») состояли в подготовке женщин к крещению, а также в помощи больным. Арестованная около 226 года римским епархом Ульпианом, принуждавшим ее к отречению от Христа, Татьяна выдержала неимоверные испытания, во время которых происходили удивительные чудеса. Сотрясалась земля, падали ниц посрамлённые языческие боги-идолы, истерзанное тело мученицы получало на другой день исцеление и даже свирепый лев, терзавший христиан на залитой кровью арене Колизея, вдруг начинал ластиться к ногам Татьяны, как котёнок. Наконец, после этих нечеловеческих пыток, она была обезглавлена вместе со своим отцом.
Ежегодно в Свято-Екатерининском храме проходит праздничный молебен этой удивительной святой, ведь многие прихожанки нашей общины носят это прекрасное имя – Татьяна. Вот и этот год не стал исключением, несмотря на рабочий день, в храме собрались верующие, которые пришли молитвенно отпраздновать память святой мученицы и попросить ее быть ходатаицей перед Господом не только за себя, но и за своих детей и внуков, особенно обучающихся в высших учебных заведениях. Ведь 25 января 1755 года, в день памяти мученицы Татьяны, императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета «для общей Отечеству славы». Граф Шувалов, будущий куратор университета, нарочито подал ей это прошение в день именин своей матери Татьяны. Так родился знаменитый праздник московского, а затем и всего российского студенчества – Татьянин день.
В своей проповеди настоятель храма протоиерей Юрий Шкруднев сказал: «Почти каждый день годичного богослужебного круга мы чтим память мучеников, пострадавших за Христа. Наша Церковь зиждется на крови исповедников, отдавших свою земную жизнь за правду Божию. Вот и святая мученица Татьяна – хрупкая римская девушка претерпела такие мучения и страдания, которые кажутся совершенно невыносимыми. Когда мы размышляем о святых, об их жизни, подвигах, мученичестве, когда мы обращаемся к ним в молитве, нам кажется, что это какие-то совсем другие люди, принципиально отличные от нас, люди какой-то иной природы. Нам кажется, что между нами и ними существует некая пропасть, будто бы изначально они были предназначены для неба, а мы — для житейского волнения, страстей, тревог, малодушия. Будто они во время своего земного пути не были, подобно нам, подвержены и житейским бурям, и натиску нечистых помыслов, и штурмам самолюбия…
Однако это совсем не так. Святые явлены нам как образ нашего спасения, как возможность личного преображения. Думая о святых, мы не можем не вспомнить вопрос, заданный Христу его учениками: «Кто же может спастись»? И что ответил Господь? – «Человеку это невозможно. Богу же все возможно».
Святые никогда бы не смогли достичь святости одними собственными усилиями, без помощи Божией. Но такая помощь Божия подается лишь тем, кто сам возлюбил Его всем сердцем своим, всем помышлением своим. Кто приложил к своему спасению усилия собственной воли. В тропаре ее поется о том, как она зовет «велиим гласом»: «Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищуще, страдальчествую». Возжжем и свои сердца любовью ко Господу, начнем Его искать, будем просить у Него этой любви и упования, чтобы не посрамить своей жизнью нашего Господа. Последуем Ему с той же надеждой и верой, с какой приняла Его девушка Татьяна, к которой теперь мы возносим наши горячие молитвы, прося ее заступничества и покровительства».