Поклонение Кресту Господню и освящение меда и плодов в нашем храме

Жизнь общины

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Эта дата 14 августа была выбрана именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получили долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими болгарами. Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

В праздничном убранстве встретил прихожан Свято-Екатерининский храм. В центре на аналое, в цветах икона мучеников Маккавеев и Крест Господень, как напоминание каждому, что Крест – орудие нашего спасения.

В своей проповеди настоятель храма протоиерей Юрий Шкруднев сказал: «Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт свое положение как гибельное, и кто реально понимает, что его нужно спасать. И если мы это свое положение забываем, то нам его помогают осмыслить события и обстоятельства, грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью. Изнесение Честных древ для нас – это не только обряд благоговения и поклонения Кресту, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда хоть пожары, хоть наводнения, хоть разные пандемии – могут сделаться для нас источником жизни, осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души. Это может стать для нас началом реального обращения к Богу.

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени традиционно поспевал мед нового сбора, а это – дар Божий. Потому принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога, и вкушать мед уже не как лакомство, а как ощутимое воплощение Божьей благодати и милости к нам. После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь – бедных.

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда – это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля производит плоды по Промыслу Божию, а человек в знак благодарения Богу за помощь в этом деле, приносит первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса и поклонением Кресту. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать те события, которые отмечаются Православной Церковью в этот день».

Подготовила Светлана Шкруднева

Фото с праздника:

Поклонение Кресту и молебен,

Освящение меда и плодов.

Возможно вас заинтересует

«Иже Светом Твоим всю вселенную освятив, на горе высоце преобразился еси». Преображение Господне в нашем храме
Молебен о недужных с чином освящения лекарственных средств Великомученику Пантелеимону Целителю

Святые дня